Совершенствование налогового воздействия
как одно из направлений усиления регулирующей роли налогов.
Налогообложение как один из методов управления территорией
Понимание налогообложения только лишь как некоторого средства, обеспечивающего необходимые денежные поступления в бюджет, представляется достаточно узким, так как не отражает в полной мере сущность этого процесса.
Структура налоговой базы и характер налогового воздействия
Сохранение значительных масштабов уклонения от уплаты налогов и наличие “теневого сектора” в экономике, несмотря на осуществляемые мероприятия по совершенствованию налоговой системы, позволяют предположить, что основополагающие проблемы низкой эффективности налогообложения в РФ преимущественно находятся не в области налогового администрирования, а в сфере психологии экономического поведения плательщиков в результате налогового воздействия, в недостаточном исследовании и учете факторов, формирующих конкретный тип такого поведения, в сущности и характере самого налогового воздействия.
Экономическое поведение плательщика
в результате налогового воздействия
Ресурсный подход к налогообложению
.Из изложенного выше следует, что проблема уклонения от уплаты налогов может быть в значительной степени трансформирована в проблему возможности сокрытия налогооблагаемой базы, или ее элементов.
Опыт г. Тольятти по экспериментальному применению ресурсного (вмененного) налогообложения в 1992-1999 г.г.
Таблица 1
N п.п. |
Характеристика основных категорий плательщиков |
Характеристика используемых видов налогооблагаемой базы: |
|
Наименование ресурсов |
Ед. изм. |
||
1 |
Реализующие товары в розницу (розничная торговля) |
Торговая площадь |
кв. м |
2 |
Реализующие товары оптом (оптовая торговля) |
Складская площадь |
кв. м |
Емкость склада |
куб. м |
||
Весовая емкость склада |
тонн |
||
3 |
Предприятия, оказывающие услуги общественного питания. |
Общая площадь |
кв. м |
4 |
Реализующие жидкие или газообразные товары |
Емкость резервуаров |
куб. м |
5 |
Реализующие товары в роли посредника (торгово-посредническая деятельность лиц, не имеющих материальной торговой базы) |
Товарооборот (сумма сделок) за отчетный квартал (иной оплачиваемый период времени) |
руб. |
6 |
Реализующие товары вне места постоянной дислокации, выездная торговля, в т.ч. на рынках |
Продолжительность периода торговли |
дн. |
7 |
Реализующие здания, сооружения, помещения, жилые дома, квартиры, гаражи |
Общая площадь реализуемых товаров |
кв. м |
Таблица 2.
N п.п. |
Краткая характеристика реализуемых товаров |
Годовые ставки сбора на единицу налогооблагаемой базы в зависимости от способа реализации товаров (МРОТ): |
||||
при реализации в розницу |
при оптовой реализации |
при реализации жидких, газообразных товаров |
при реализации прав собственности на недвижимость |
при реализации услуг общественного питания |
||
кв. м торговой площади |
кв. м складской площади |
куб. м емкости резервуаров и т.п. |
кв. м площади, куб. м резервуаров |
кв. м общей площади помещений |
||
1 |
Продовольственные товары (кроме указанных в настоящем Приложении) |
8,0 |
4,0 |
- |
- |
- |
2 |
Непродовольственные товары (кроме указанных в настоящем Приложении) |
8,0 |
4,0 |
- |
- |
- |
3 |
Плодоовощная продукция, в т.ч. на оптовых рынках по продаже с /х продукции |
2,0 |
0,8 |
- |
- |
- |
4 |
При сезонной закладке плодоовощной продукции на длительное хранение |
- |
0,08 |
- |
- |
- |
5 |
Книгопечатная продукция, канцтовары и школьно-письменные принадлежности |
4,0 |
1,6 |
- |
- |
- |
6 |
Товары, бывшие в употреблении (в т.ч. комиссионная торговля) |
5,0 |
2,0 |
- |
- |
- |
7 |
Драгоценные камни и (или) драгоценные металлы, либо изделия из них |
20,0 |
20,0 |
- |
- |
- |
8 |
Сталь листовая, арматурная, сортаментная, профилированная, строительные металлоконструкции и детали |
10,0 |
10,0 |
- |
- |
- |
9 |
Электронно-вычислительная или копировально-множительная техника, либо узлы и детали к ней |
16,0 |
8,0 |
- |
- |
- |
10 |
Запасные части к автомобилям, строительным машинам или механизмам |
30,0 |
12,0 |
- |
- |
- |
11 |
Автомобили, строительные машины или механизмы |
50,0 |
4,0 |
- |
- |
- |
12 |
Услуги общественного питания |
- |
- |
- |
- |
1,0 |
13 |
Бензин, дизельное топливо и другие ГСМ |
- |
- |
10,0 |
- |
- |
14 |
Здания, сооружения, помещения, жилые дома, квартиры |
- |
- |
- |
0,15 |
- |
15 |
Винно-водочные изделия (кроме пива и алкогольной продукции крепостью не выше 12% ) |
20,0 |
8,0 |
- |
- |
- |
Таблица 3.
Районы города |
Количество плательщиков: |
|||||
3-й кв. 1997 г. |
4-й кв. 1997 г |
1-й кв. 1998 г. |
2-й кв. 1998 г. |
3-й кв. 1998 г. |
4-й кв. 1998 г. |
|
Автозаводский |
2113 |
2113 |
2209 |
2500 |
2495 |
2502 |
Центральный |
1343 |
1371 |
1416 |
1582 |
1449 |
1432 |
Комсомольский |
601 |
619 |
624 |
660 |
645 |
633 |
Всего по городу |
4057 |
4103 |
4249 |
4742 |
4589 |
4567 |
Таблица 4.
Показатели по районам города: |
|||
Автозаводский |
Комсомольский |
Центральный |
|
Торговые площади, сданные в аренду (в %% от общей торговой площади) |
45,4 |
18,2 |
9,1 |
Единый налог на вмененный доход
А.Ф.
Список используемой литературы
Краткие сведения об авторах статьи
Панайотов Алексей Федорович
Попова Ольга Анатольевна
С июля
1999 г. – ведущий эксперт-консультант муниципального учреждения “Научно-исследовательская лаборатория по проблемам развития местного самоуправления”.